
Країна розбитих сердець
Людмила Когут
«Країна розбитих сердець» – друга книжка Людмили Когут – містить повісті та оповідання, стрижневою темою яких є жіноча доля, почасти ...
Понятие «женская проза» возникло в русском литературоведении, и её исследование началось на рубеже 1980—1990-х годов. Ещё в 40-годы XIX века в русской литературной критике говорилось о «женской литературе», «женском творчестве» и
«женской эстетике», но эти определения отделяли женское творчество от собственно литературы. Современные критики и писательницы понимают под «женской прозой» прозу, написанную женщинами, но есть также авторы, которые отрицают термин вовсе.
Исследователи, признающие существование женской прозы, часто располагают её на границе натурализма и сентиментализма. Некоторые критики связывают появление женской прозы с постмодернизмом, который, сам по себе, стремится к легитимизации иных дискурсов и к деконструкции советского мифа. Однако положение женской прозы в современной литературе не определено строго. В 2000-е годы количество женских авторов растет, но состав и объём понятия «женской» прозы всё ещё не ясны.
Появление женских авторов в постперестроечной литературе весьма значимо и весомо, но это не исключительное явление. Женская литература была и раньше, и особенно активной именно тогда, когда российское общество и его основные культурные элементы, как, например, идеалы литературы и искусства, изменялись.
К 80-м годам XX века в России ещё не было особенного движения в рамках так называемого «женского письма». Не было групп писательниц с общими целями создавать тексты, выражающие представления женщин о собственном «я». В конце 80-х годов XX века при Гласности женская культура очень сильно подняла
голову, и возникли многие талантливые женские авторы: Татьяна Толстая, Марина Палей, Валерия Нарбикова, Екатерина Садур, Людмила Улицкая. Количество женских клубов и организаций увеличивалось, конференции и соревнования оживляли женское творчество, создавались художественные выставки, и писательницы публиковали коллективные издания и антологии, такие, как «Женская логика» (1989), «Чистенькая жизнь» (1990) «Не помнящая зла» (1990) и «Новые амазонки» (1991).
Новая женская проза появилась с эпохой гласности, хотя женщины писали и раньше. Начиная со второй трети XIX века, может быть и раньше, авторы женщины были авторитетными и популярными. Мужчины и женщины связывали творческие взаимоотношения: они читали, комментировали и рецензировали рукописи и опубликованные тексты друг друга. Также в XX веке у женских авторов была сильная связь с мужской традицией. (Barker, Gheith 2001: 2.) Однако, на том, как писательницы представляли свои опыты, обращали мало внимания
Задачей советской женщины было не только активно работать, но и рожать детей: производить работники для службы отечеству. Во время Сталина образ матери был использован чтобы соединить народа в трудные времена.
Постперестроечное общество стало социально дифференцированным, в отличие от советского общества, которое подчёркивало одинаковость. Бесполость и советский мужской герой был заменен сексуализированными образами женщин, которые для многих символизировали свободу и женщин нового времени. Литература искала новые формулы и новый язык, и авторы-женщины писали любовные романы, детективы, фантастические романы и бытовые романы, язык которых был неофициальный и разговорный. Официальный литературный канон был заменен новой развлекательной литературой, которую писали именно женщины.
Одной из самых преобладающих тем женской прозы стала тема телесности. Женское тело разделяли уже в раннем христианстве на материнское и сексуальное тело, уважаемое, с одной, проклятое, с другой стороны . В новейшей
литературе часто гротески описания женского (особенно материнского) тела в современной женской прозе — это ответ на противоположные образы женщины, созданные советской идеологией и мышление прошлой христианской России.
Кроме телесности важными темами и мотивами стали больше тёмные или запрещённые, бывшие табу темы, например, женская сексуальность, семейные проблемы, эксплуатация, отсутствие материнской любви. Писательницы новой женской литературы или ставят под вопрос или отрицают доброту и всемогущую способность женщин, и представляют ужасы дома и обманчиво добрых матерей, которые обманывают и разрушают. (Holmgren 2001: 239.) Писательницы писали о тёмной стороне жизни: абортах, алкоголизме, унижении, инцесте, изнасиловании, насилии, (само)убийстве
В XXI веке сборники женских авторов продолжают выходить, например, составленный Светланой Василенко сборник «Брызги шампанского: Новая женская проза» (2002) (Колядич 2005a: 167). В повествовании женской прозы об идентичности перешли от подчёркивания боли, страдания и жертвенных переживаний женщин к акцентированию социального построения действительности. Согласно этому воззрению, язык воздействует на формирование идентичности через повторения и остранения. Автобиографичность заменялась симуляционной действительностью и иронией. В новой литературе важными являются приёмы письма, возможности и значение языка в анализе чувств. Женская проза XXI века продолжает постсоветские темы прозы девяностых годов, но обсуждение их уже другое, не такое тяжёлое и жестокое, как в девяностых годах XX века.
Образы женщин 1990 годов и XXI века оторваны от знакомых мест и пространств, они не остаются на одном месте, а постоянно приходят откуда-то или уходят куда-то. Местами действия являются чужие и открытые промежуточные места, проходные пространства, как, например, самолёт и аэропорт в рассказе «Рейс» (1992) Марины Палей и общежитие в рассказе «Шамара» (1994) Светланы Василенко. Литературу женских авторов соединяют промежуточные пространства, в которых границы между
интимным и публичным, жизнью и смертью, культурой и природой, человеком и животным размывается. (Rosenholm, Rytk?nen 2012: 232.) В новой «женской прозе» героини часто даже не имеют ни определённых черт лица, ни собственно имени: их имена либо сокращёны, либо зашифрованы, или спрятаны под прозвищем или кличкой
Главным из социальных явлений, воздействовавших на появление русской женской прозы, считают образование феминистского движения . В 1960— 70 годaх, в течение второй волны феминизма, в Западной Европе и США женщины начали выступать за свои гражданские, политические и экономические права, и в высшей школе США были организованы курсы по исследованию роли женщины в обществе и культуре. Женские/гендерные исследования стали академической дисциплиной, основной чертой которой стала тесная связь теории и практики. Это придало новой научной отрасли науки её остро социальный и политический характер. Сформировался также широкий гендерный дискурс, в основу которого легла критика патриархатных моделей культуры.
Вторая волна феминизма создала радикальное, либеральное, марксистское, социалистическое направления. Третью волну феминизма в 1980—90 годах представляла так называемый культурный феминизм, антирасистский феминизм или феминизм цветных, постмодернистский и конструктивистский феминизм. К концу 1980 годов учёные, концентрирующиеся на проблематике феминизма, перешли от критики патриархатной культуры к изучению и анализу гендерных отношений, то есть отношений между полами. Однако, главным в проблеме изучения гендерных отношений является не различие или дополнение полов, а конструируемое обществом неравенство.
Изучение литературы с точки зрения гендера началось в США в 1960—70 годы. Сегодня во всех больших американских университетах есть кафедры женских или
гендерных исследований (Women's Studies), на которых изучают и литературу в гендерном аспекте. Цель феминистской литературной критики состоит не в том, чтобы заменить прежнюю, мужскую исследовательскую теорию новой женской, но феминистская литературная критика стремится легитимировать равнозначное и полноправное существование множества других культурных практик.
Понятие «феминистское литературоведение» не однозначно, потому что это исследовательское направление междисциплинарное. Исследователи, занимающиеся феминистским литературоведением, проводили исследования, например, в области социологии, психологии, религии, истории, антропологии и коммуникативных исследований (Warhol, Herndl 1997a: xii). Единого феминистского литературоведения или феминистской критики не существует, а правильнее будет говорить о феминистских критиках — нескольких направлениях и методиках исследования. Значимая граница в классифицировании феминистических критик видится между двумя направлениями, являющимися главными, — англо-американским и французским направлениям.
Французское направление соединяет психоаналитика Фрейда и Лакана с деконструктивным методом Жака Деррида. Оно сосредоточивается на дискурсе и конструировании субъективности и репрезентациях. Англо-американское направление больше интересуется историей. Это может означать литературную историю или историю литературы. Англо-американский феминизм, чаще французского, концентрируется на взаимодействии текстов и внетекстуального мира. (Warhol, Herndl 1997a: xv.) Конечно это разделение слишком общее, потому что каждый исследователь использует теории и методы по-своему. В целом можно отметить, что феминистские исследователи литературы активно заимствуют и смешивают методологии и подходы
Понятие гендера проникло в российскую филологическую парадигму в 80-х годов XX века, но развитие женского движения начиналось раньше. XIX век было временем активного развития женской литературы. Это связано с процессами эмансипации
женщин. В конце XIX века количество женских обществ и организации росло, права женщин расширялись: они получили доступ к среднему и высшему образованию и службе.
Феминистская литературная критика ставит вопросы о самых фундаментальных институциях литературоведения: о том, как мы оцениваем литературу, как создаём знание о ней, насколько литературоведческое феминистическое исследование отличается от других областей науки. Из этих вопросов возникли также вопросы о преподавании литературы: как литературу преподают, кто преподаёт и почему. Литературоведение сильно изменилось после его критики как институции феминистским направлением.
Проблемами, изучавшимися феминистской литературной критикой, О. Пензина называет проблему изображения человека в художественной литературе и репрезентацию женского литературного процесса, проблему специфики женского письма и роли женщин в литературном процессе. Под первым она понимает то, что женские образы и изображение человека в литературе не совпадают. Традиционные герои русской литературы — это всегда мужчины, и под человеком понимается в литературоведении (и в обществе вообще) мужчина.
Согласно Кристине Малмио, феминистское исследование литературы задаёт вопросы о том, как гендер и сексуальная идентичность видны в тексте, как исследуют гендер в литературе и как относится гендер в тексте к представлениям о гендере и сексуальной идентичности своего времени. Важными вопросами также являются: насколько пол писателя влияет на текст и его восприятие, какие отношения между литературой, гендером и властью. (Malmio 2011: 185.) Эти отношения феминистские исследователи литературы рассматривают с помощью, например, понятий дискурса, репрезентации, артикуляции и перформатива
В феминистском исследовании были стремления изгладить различия между полами ради равноправия, но сегодня стремятся искать особенные отличия женщин из отправной точки самых женщин. В нынешнем феминистском литературоведении
можно говорить об особенной традиции женского письма и в то же время подчеркивать разность: стремления и условия творчества женских авторов не являются такими же, как у мужских авторов, различается и их положение в литературной институции. В нынешнем феминистском литературоведении не стремятся к равноправию, определенному мужскому стандарту, или к оценке женской литературы через мужской канон. В феминистском литературоведении хотят найти особую женскую традицию со своей ценностью и отправными пунктами и в истории, и жизненном опыте женщин. (Paananen 1995: 11.) Галина Пушкарь пишет, что главные задачи феминистской литературной критики — изучение тем и жанров литературы, созданной женщинами, но это также изучение таких новых предметов, как психодинамика женской креативности, лингвистика и женский язык, индивидуальное или коллективное женское авторство
Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:
эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Нравится это кому или нет - но без денег никак... Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо