Женская проза в современной литературе

Конец ХХ в. явился переходным периодом как для истории и политического строя, так и для развития культуры в России. Для культуры в переходное время есть свои преимущества и стимулы. Так, например, писатель в такие периоды приближается к осознанию процессов, трудно поддающихся пониманию при обычном историческом течении. Поэтому переходный период в истории и культуре является этапом эволюционного развития общества, его восхождения на новую, более высокую ступень развития и характеризуется противоречивым взаимодействием между предыдущей и новой стадиями эволюции.

Особенности современного мира и, соответственно, культуры в это переходное время выразились в том, что, с одной стороны, происходят процессы, отражающие многообразие и уникальность культур отдельных регионов, с другой стороны, процессы, отражающие глобализацию. При этих двух разнонаправленных течениях наблюдается преемственность, взаимовлияние и взаимозависимость между мировой, национальной и региональными культурами. Все эти свойства культуры возможно проследить, изучая женскую прозу в России в конце ХХ – начале ХХI веков как феномен современной культуры на двух уровнях – общероссийском и региональном.

Первые женщины-авторы в России появились в XVIII веке, но русская женская проза как яркий феномен проявила себя в конце ХХ в. Отметим, что творчество женщин-авторов вызвало множество споров у современных филологов, социологов, историков, других исследователей, которые подробно изучают различные аспекты женского литературного творчества: особую женскую эстетику, женский язык, особенности женского чтения. Эти работы дают основание сделать вывод, что в женской прозе отразились те же процессы, что и в российской культуре – процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их фиксации

Исходя из этого, можно утверждать, что такой феномен как женская проза необходимо рассмотреть в рамках современной российской культуры. Подобная необходимость высказывалась неоднократно различными исследователями начиная с 90-х гг. ХХ в.

При исследовании культурных процессов всегда возникает проблема: насколько объективно и всесторонне учтены причины возникновения и дальнейшего развития изучаемого явления. Так, исследование женской прозы в литературоведении происходит в основном в русле анализа художественных текстов отдельных писательниц и изучении отечественных и зарубежных литературно-критических работ. Исследование феномена женской прозы в рамках культурологи позволит привлечь к исследованию ряд подходов и методов, которые помогут выявить и проследить причины развития такого культурного феномена как женская проза, проанализировать преемственность, взаимовлияние и взаимозависимость женской прозы как феномена культуры на общероссийском и региональном уровнях, предоставят возможность более полно и объективно отразить картину возникновения и развития женской прозы в России конца ХХ – начала ХХI веков.

Отметим, что формирование такого феномена культуры как женская проза происходило за последние четверть века благодаря тому, что произведения женщин выступали и выступают своеобразным отражением культуры, через которое предстает перед читателем то, что женщина-автор воспринимает, перерабатывает и репрезентует (это в свою очередь отражается в сознании читателя и формирует современную культуру). Так, в последние два десятилетия женщины-писательницы определяют лицо российской культуры как более активная социальная группа. По художественным произведениям и сценариям женщин снимаются фильмы (В.С. Токарева, Л.Е. Улицкая, Г.Н. Щербакова, Р.М. Литвинова и др.). Уже признанные женщины-писательницы становятся медийными лицами (М.И. Арбатова, Р.М. Литвинова, Т.В. Москвитина, Т.Н. Толстая, А.А. Смирнова и др.). Кроме того, женщины создают и наполняют информацией интернет-порталы. Таким образом, деятельность женщин- писательниц формирует общественное мнение и массовую культуру.

Итак, современная женская проза – это феномен культуры, связанный с социокультурной ситуацией, сложившейся в конце ХХ в. в России. Изучение возникновения и развития женской прозы в конце ХХ в. как феномена культуры на двух уровнях позволит рассмотреть женскую литературу как культурное явление, функционирующее внутри культурной системы эпохи, следующее традициям и задающее дальнейшие тенденции развития культуры. Все это делает актуальным культурологический аспект исследования женской прозы конца ХХ в. как отражение системных отношений в культуре и места женской литературы в ней.

Степень изученности и состояние проблемы. Проблема исследования женского творчества связана с развитием феминизма и берет начало в США в 1960–1970-е годы в трудах американских исследовательниц: Э. Шоуолтер, С. Гилберт, С. Губар, Э. Моэрс, Н. Миллер, А. Колодны. С 1990-х годов за рубежом появляются статьи, монографии и сборники, посвященные развитию женской прозы в России (Дж. Андрев, Б. Хельдт, К. Келли, Э. Нитраура, Б. Сатклиф, М. Рюткенен и др.). Позднее и российские исследователи при изучении культурных и социальных процессов начали активно использовать гендерный подход. С точки зрения методологии и изучения причин возникновения феномена женской прозы в конце ХХ в. особенно ценны исследования Н.М. Габриэлян, И.А. Жеребкиной и Е.И. Трофимовой. Так, Н.М. Габриэлян и Е.И. Трофимова высказывают мысль о том, что современное женское движение является «спасательным кругом» для современной культуры и общества, а «женская проза» является феноменом, отражающим этот процесс.

На современном этапе исследования женской прозы в литературном процессе России конца ХХ в. постепенно разворачиваются к творчеству отдельных авторов, к особенностям «женского письма» и женской литературной традиции, например, исследования О.А. Бычковой «Проблемы симулякра в постмодернистской литературе: на материале произведений А. Битова, Т. Толстой, В. Пелевина» (2008), Ю.Л. Высочиной «Интертекстуальность прозы Татьяны Толстой: на материале романа "Кысь"» (2007 г.), А.Т. Давлетьяровой «Особенности синтаксиса предложения в прозе русского постмодернизма: на материале произведений С. Соколова, Т. Толстой и В. Сорокина» (2007), Ду Жуй «Фольклоризм прозы Татьяны Толстой» (2009), Н.В. Лукиной «Смысловая структура метатекста: на материале творчества Т. Толстой» (2011), Е.А. Меркотун «Поэтика одноактной драматургии Л.С. Петрушевской» (2009), Н.В. Перепелицыной «Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв.: на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды» (2010), Е.А. Плотникова «"Настоящие сказки" Л.С. Петрушевской в контексте традиционной культуры» (2011) и т. д.

Женская проза заняла прочное место в современной российской культуре. В культуре выделяют три самостоятельные подсистемы: наука, идеология и искусство. Искусство входит в систему культуры через созданные человеком произведения, а литературе принадлежит особое место в системе искусства. Из представленных в литературе текстов выделяются художественные произведения, т. е. художественная литература. Отметим, что вопрос о художественной литературе до сих пор спорен. Проблема в том, что признание текста художественным зависит от субъективного восприятия его читателями. В данном исследовании были рассмотрены произведения тех авторов-женщин, которые не работают в жанре женского романа, так как входящие в данный жанр тексты невозможно отнести к художественной литературе ввиду отсутствия художественной образности.

Начиная с конца 1980-х годов, вызывая различные дискуссии, термин «женская проза» занял прочное место в системе современной русской литературы. Выделение женской прозы исследователи связали с несколькими признаками: автор – женщина, центральная героиня – женщина или мужчина, репрезентуемый через женское восприятие, взгляд на окружающую действительность – с женской точки зрения, с учетом особенностей женской психологии. Именно с учетом всех перечисленных факторов термин «женская проза» использован в работе.

Итак, женская проза занимает свое место наряду с другими литературными явлениями и направлениями в художественной литературе конца ХХ в. Следовательно, мы имеем полное основание, используя системный метод, рассматривать женскую прозу как часть системы современной российской литературы, которая является элементом искусства и соответственно составляет часть современной культуры.

Большие возможности для исследования и познания разнообразных социальных и культурных явлений, их взаимовлияния и самодостаточности представляет гендерный анализ. К концу 1980-х годов в гендерных исследованиях на первое место вышел анализ различия и сходства полов, сексуальности, идентичности и т. д. В настоящее время в современной науке гендерный подход к анализу общественной и культурной жизни признан равнозначным среди других научных подходов. Например, С.И. Кософски, Т. Лауретис, Дж. Батлер, Э. Гросс и др. предметом своих культурологических исследований выбирают круг вопросов, связанных с половой и гендерной идентичностью. Современные российские исследователи (Е.И. Трофимова, А.Р. Усманова и др.) также привлекают данный подход при изучении того или иного явления культуры.

При изучении женской прозы необходимо привлечь такой культурный феномен как «культура повседневности». Идея «культуры повседневности» возникла в XVIII–XIX веках в трудах философов И. Г. Гердера, Я. Буркхардта, Ф. Энгельс. Дальнейшее развитие данный метод получил в ХХ в. в работах Ж. Бодрийяра, М. Фуко, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, и др. В книге Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1968) была впервые озвучена идея культуры повседневности. Отечественные исследователи М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич позднее раскрыли суть обыденной культуры, в современной социокультурной ситуации переходящей в культуру повседневности. Этот феномен становится существенным для понимания современных культурных процессов. Так, появление женской прозы как самостоятельного явления в российской культуре обусловлено ситуацией повседневной культуры, которая «актуализирует весь объем культуры в человеческой судьбе»

Результативным в изучении культурных процессов в пределах того или иного эволюционного цикла является сравнительно-исторический метод, исключающий одностороннее метафизическое понимание процессов изменений. В то же время он позволяет выделить то устойчивое, что повторяется на фоне переменного, предостерегает против односторонности и повышает объективность выводов.

Изучение женской прозы началось в США в 1960–1970-е годы американскими исследовательницами (Э. Шоуолтер, С. Гилберт, С. Губар, Э. Моэрс, Н. Миллер, А. Колодны), которые выявили забвение текстов авторов-женщин в истории культуры. С этого момента женская проза начинает активно изучаться. К признанным работам по теории «женской литературы» можно отнести исследования М. Эллманн «Думать о женщинах» (1968), Э. Моэрс «Литературная женщина» (1976), С. Гилберт и С. Губар «Безумная на чердаке: женщина-писательница и литературное воображаемое в XIX веке» (1979), Р. Дю Плесси «Письмо и несть ему конца: нарративные стратегии в женской литературе XX века» (1985), Э. Шоуолтер «Их собственная литература: британские женщины-писательницы от Бронте до Лессинг» (1977), сборники «Новая феминистская критика и др.

Англо-американские феминистки занимались построением истории женской литературы и изучением отдельных писательниц и их текстов, но главное – они выявили непрерывную женскую литературную контр- традицию. К 1980-м годам история женского движения и женской литературы выделились уже не только как исследовательское направление, но и как учебные дисциплины.

Изучение российской женской прозы за рубежом началось с 1990 г., когда появилось несколько работ: Дж. Андрев «Women in Russian Literature» (1988), Б. Хельдт «Terrible Perfection: Women and Russian Literature» (1987), К. Келли «A History of Russian Women's Writing» (1994); сборник под редакцией Б. Аверика и Э. Нитраура «Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых» (1993); статьи Б. Сатклиф «Критика о современной женской прозе» (2000), М. Рюткенен «Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» (2000) и др. Сборники о женщинах в русской культуре и литературе, такие, например, как «Fruits of Her Plume: Essays on Contemporary Women's Culture» (1993), «Gender and Russian Literature» (1996), «Russland aus der Federseiner Frauer: Zumfeminine Diskurs in der russischen Literatur», объединили работы ученых разных стран и разных научных школ.

В России изучение женской прозы зародилось к концу 1980-х годов на фоне социальных перемен, когда происходил пересмотр устоявшихся литературных представлений в области истории и теории искусства, и изучение женского литературного творчества приобрело особое значение с приходом в нашу страну гендерных исследований. Изучение и освоение методов западных школ позволило российским ученым рассматривать культурные и литературные процессы с точки зрения именно гендерного анализа.

Постепенно феномен «женской прозы» вошел в академические учебные пособия. В 2000 г. К.Д. Гордович включил раздел о «женской прозе» в учебник «История отечественной литературы ХХ в.». Глава, посвященная женской прозе, вошла в учебное пособие А.А. Дырдина «Русская проза 1950- х – начала 2000-х годов. От мировоззрения к поэтике» (2005). И.А. Романов в учебном пособии «Русская литература новейшего времени. Поэтика транзита» (2009) в разделе «Проблема классификации литературы 80–90-х годов» выделил в отдельную категорию «женскую прозу», наравне с другими разновидностями художественной литературы конца ХХ в.

Далее исследование женской прозы в литературном процессе России конца ХХ в. постепенно сменилось вниманием к особенностям «женского письма» и женской литературной традиции. Феномен женской прозы стал предметом исследования критиков, появились работы, посвященные анализу женской литературы прошлых веков, были защищены диссертации о современном развитии женской прозы и особенностях творчества отдельных писательниц. Работы по изучению женского творчества возвратили в историю литературы забытые имена не только писательниц, но и критиков женской литературы.

Таким образом, в основном, критики посвятили свои изыскания отдельным авторам или сравнению творчества нескольких писательниц. В изученных работах выделялись только некоторые из факторов возникновения феномена женской прозы на рубеже веков, исследовалось творчество отдельных писательниц в литературоведческом и лингвистическом аспектах. Так, О.А. Бычкова, А.Т. Давлетьярова, Т.Н. Маркова, Е.В. Широкова рассматривали творчество женщин- писательниц в контексте общих литературных процессов, не разделяя художественную литературу на мужскую и женскую.

Значительная часть диссертационных исследований была посвящена анализу особенностей творчества отдельных писательниц: Ю.В. Алгуновой, Н.В. Каблуковой, Г.Л. Корольковой, О.А. Кузьменко, О.Е. Крыжановской, Е.В. Лазаревой, Н.В. Лукиной, Е.В. Любезной, Ю.В. Павловой, Н.В. Перепелицыной, Е.А. Плотниковой, О.А. Пономаревой, Т.Г. Прохоровой, Г.А. Пушкарь, Д.В. Рыковой, Н.В. Савицкой, С.П. Черкашиной, К.А. Щукиной и др.

Женскую прозу как социокультурный феномен рассматривали в своих исследованиях (в рамках литературоведения) Н.В. Воробьева, И.Г. Зумбулидзе, А.А. Коробейникова, Е.Г. Кошкарова, Т.А. Ровенская.

Т.А. Ровенская в диссертации «Женская проза конца 1980-х – начала 1990-х годов (проблематика, ментальность, идентификация)» (2001), наиболее полно отражает процесс развития феминистской литературной критики за рубежом и в России, предпосылки формирования женской прозы, делает попытки классификации женской прозы, рассматривает проблему самоидентификации женщин-авторов. На примере современных женщин- авторов – Н.Н. Садур, М.И. Арбатовой, Т.Н. Толстой, О.И. Татариновой, Л.С. Петрушевской, И.Н. Полянской, Г.Н. Щербаковой, С.В. Василенко, М.М. Палей – доказывает, что женская проза прочно вошла в общий литературный процесс и имеет право на обособление.

Н.В. Воробьева в своей работе «Женская проза 1980–2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика» (2006) подробно рассматривает периоды развития женской прозы, становление феминистской критики и гендерного подхода в российском литературоведении, а также возникновение феномена женской прозы в 1980–1990 годы, поэтику и проблематику текстов, созданных женщинами.

Е.Г. Кошкарова в исследовании «Идейно-художественный диапазон "женской темы" в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики» (2006) рассматривает, с какими социально- историческими процессами была связана сама постановка женской прозы в литературе России посттоталитарной эпохи, как женская литература обретала эстетические измерения, эволюционировала от десятилетия к десятилетию, в какие взаимоотношения вступала с отечественными традициями, какие индивидуальные идейно-стилевые решения находила в творчестве разных и подчас резко отличающихся друг от друга по художественной манере писательниц, какие формы приняла после коренных, революционных изменений в идеологии и структуре российского общества на рубеже веков, когда ушли в прошлое сами понятия «советское» и «социалистическое».

А.А. Коробейникова в статье «Женская литература как явление отечественной культуры» (2008) предпринимает попытку определить место женской литературы в современной отечественной культуре.

И.Г. Зумбулидзе в статье «"Женская проза" в контексте современной литературы» (2011) утверждает, что женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям ХХ столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего.

Несмотря на многочисленные исследования женской прозы в конце ХХ в., данный феномен продолжает оставаться в центре внимания литературоведов и культурологов. Женская проза конца ХХ в. – это создание и отражение образа мира глазами женщин и презентация своей картины мира (картины мира Другого), обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России в конце 1980-х годов. Проанализированные работы по женской прозе в зарубежной и отечественной научной литературе свидетельствуют о том, что формирование и развитие женского литературного творчества и зарождение гендерных исследований явились динамичными процессами в культурной жизни России последних двух десятилетий ХХ в. В начале ХХI в. женская проза заняла прочное место в российской литературе и культуре: появилась целая плеяда новых талантливых писательниц, сформировались новые формы творческих объединений. Однако до сих пор не существует исследования, которое бы отражало и анализировало социокультурные предпосылки генезиса феномена женской прозы в литературе России в конце ХХ в., ее место и роль в отечественной культуре.

Одним из ярких условий развития женского литературного творчества в конце ХХ в. выступила история женской эмансипации. Анализ влияния процессов эмансипации на возникновение и развитие женской прозы в России свидетельствует, что к концу ХХ в. благодаря женскому движению, которое берет начало с ХVIII в., у женщин в России появилась возможность планировать и строить свою жизнь, учитывая конкретные обстоятельства своей личной жизни и ситуацию в стране.

Постепенно к концу ХХ в. в российском обществе меняется система социально одобряемых ценностей и происходит переоценка положения женщины в обществе и семье. Это связано, в первую очередь, с развитием женской эмансипации на протяжении двух веков, которая вызвала следующие процессы:

- женщины получили закрепленные конституционно равные права с мужчинами;

- увеличилось количество женщин, имеющих высшее образование;

- у женщин появилась репродуктивная свобода;

- выросла их экономическая активность;

- расширилась профессиональная сфера;

- в обществе произошел отказ от многих стереотипов по отношению к женщинам.

Все это привело к тому, что женщины стали более свободными, они начали открыто говорить о том, что их волнует, писать о героинях, пытающихся справиться с вызовом социума их поколению и найти гармонию между карьерой и личной жизнью.

Значительное влияние на развитие женской прозы рубежа ХХ и ХХI веков оказала история развития женского литературного творчества в России, которая выразилась в преемственности женского авторства и взаимном влиянии женщин-писательниц друг на друга.

В целом женская литературная история развивается скачкообразно, с временной прерывностью – конец XVIII в., 1810-е годы, 1830–1840-е годы и 1860-е годы, Серебряный век, 1980–1990-е годы. Итак, одной из основных причин рассматриваемого феномена в русской культуре конца ХХ в. является предшествующая история женской литературы в России, начиная с конца XVIII в. В конце ХХ в. формирование феномена женской прозы было определено в первую очередь тем, что, по утверждению М.Ю. Лотмана, «система (в данном случае русская культура) обладает памятью о своих прошедших состояниях и потенциальным "предчувствием" будущего»

Развитие женской прозы в России также подразделяется на три основных стадии, которые совпадают с рассмотренными выше этапами развития женского движения. Возникновение и активное развитие женской прозы в России в начале XIX в. связано с появлением первых женщин, борющихся за право женщин на образование и профессиональную деятельность, формированием социального женского самосознания. В начале ХХ в. женские литературные произведения представлены практически во всех жанрах и направлениях художественного творчества. В период социалистического строя женская проза как явление отсутствует в российской литературе, так как интересы женщин должны были представлять государственную официальную политику, и женское творчество этого периода отражает общую тематику и проблематику литературы советской эпохи.

Как новое явление в литературе и культуре России женская проза заявила себя с 1989 г., когда волна женского движения, связанная с социально-экономическими переменами уже набрала определенную силу и имела официальное признание. С этого времени начали массово издаваться сборники современной женской прозы и отдельные произведения российских писательниц (Н.Н. Садур, В.С. Нарбикова, М.М. Палей, И.Н. Полянская, С.В. Василенко, Г.Н. Щербакова, Е.Н. Катасонова, Л. Е. Улицкая, Л.С. Петрушевская, Т.Н. Толстая, М.А. Вишневецкая, М.К. Голованивская, Н.М. Габриэлян, В.С. Токарева, Д.И. Рубина и многие др.). Таким образом, можно сделать вывод, что периоды и глубина развития процессов эмансипации в России напрямую связаны с периодами и активностью развития женской прозы.

Также на становление женской литературы конца ХХ в. в России определенное влияние оказали перемены в практике книгоиздательства, которые напрямую были связаны с социокультурной ситуацией, сложившейся в постсоветской России. С конца 1980-х годов государство отказалось от регулирующей роли в культуре. В стране произошли усложнение социальной структуры общества, размывание прежних регуляторов поведения, разрушение привычных механизмов адаптации и социализации людей, что привело к менее устойчивому и стабильному социуму. Социокультурное пространство в этот период было пронизано разносторонними процессами. В результате это привело к потере многих культурных стандартов и стереотипов, навязываемых государством. Значительная часть культурного производства начала работать на удовлетворение разнообразных запросов, что впоследствии сформировало конкурентоспособную отрасль, ориентированную на потребителя. К концу ХХ в., произошедшие в России процессы модернизации и переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития в культурной сфере привели к тому, что произошел переход от советской директивной культуры к массовой и открытой. Такие же трансформации произошли на книгоиздательском рынке.

Во-первых, в это время тексты, написанные женщинами, заняли первое место в читательских предпочтениях, что было связано с появлением новой России, где изменились не только границы, но появились и проблемы духовной самоидентификации женщин, которые стали более образованными, свободными, экономически независимыми. Для этих женщин «обыденная культура» уже не составляла основы жизнедеятельности. У них возникла потребность в продуктах художественной культуры. Поэтому постепенно наметился переход от «обыденной культуры» к «культуре повседневности», включающей «весь объем культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас»9, и женская проза в этом процессе сыграла определяющую роль.

Во-вторых, в произведениях женщин ярко выражена компенсаторная функция культуры. Тексты, созданные ими, предоставляют возможность уйти от реальности в вымышленный мир, что стало актуально в ситуации социального перелома и экономической нестабильности. Поэтому книги, написанные В.С. Токаревой, Д.И. Рубиной, Г.Н. Щербаковой и др., как никакие другие, выполняли и выполняют компенсаторную функцию.

В-третьих, еще одна особенность книгоиздания конца 1980-х годов заключалась в том, что в это время начинают издаваться книги женщин, которые создавались в ХIХ в. и были забыты. После 1991 г. многие художественные тексты стали публиковаться в России официально, что позволило преодолеть данный разрыв.

В-четвертых, в 1990-е годы, с приходом рыночных отношений, женщина-автор стала надежным деловым партнером для книгоиздателя, более ответственным при сотрудничестве с издательствами, и как уже отмечалось выше, тексты которого пользуются безусловным спросом на рынке. Это доказывается тем фактом, что позднее многие писательницы, чьи произведения прозвучали еще в 1980-х годах, сумели выстоять в сложнейшей ситуации начала 1990-х годов и сохранить свою читательскую аудиторию, что было обусловлено особенностями женской психологии: повышенной выживаемостью и коммуникативностью.

Итак, события на книжном рынке России в конце 1990-х годов свидетельствовали о том, что происходило неуклонное увеличение роли женской прозы, существенно поменялось отношение к женской литературе и женскому творчеству. Все это доказывало то, что женская проза в России развивалась и как состоявшийся факт признавалась, а также пользовалась спросом у издателей, и, соответственно, у читателей.

Таким образом, сложившаяся в ходе процессов модернизации российского общества социокультурная ситуация с конца 1980-х годов трансформировалась в массовую культуру. В итоге это позволило книгоиздательскому рынку развиваться в зависимости от реального читательского спроса, выраженного в востребованности именно женской прозы. На прилавках книжных магазинов стали появляться книги женщин- писательниц, оказавшиеся конкурентоспособными и востребованными, в которых автор выступает носителем и транслятором женского опыта.


Этот небольшой рекламный блок позволит вам узнать о других книгах и не только:

    эти и другие наши спонсоры помогают многим сайтам развиваться и существовать. Нравится это кому или нет - но без денег     никак... Из представленной информации вы, возможно, тоже почерпнёте для себя что-то полезной и интересное   Реклама не только двигатель торговли, она тоже своего рода источник информации! И за примерами далеко ходить не надо  ковровая плитка Escom цена

Новые любовные романы - для вас:

Країна розбитих сердець

Людмила Когут


«Країна розбитих сердець» – друга книжка Людмили Когут – містить повісті та оповідання, стрижневою темою яких є жіноча доля, почасти ...


Сага про…

Людмила Когут


Кожна людина, як дерево, має коріння. Це коріння – її родина. Роман «Сага про…» – своєрідна мандрівка словом крізь глибини родинної ...


Якби все розпочати заново?

Людмила Когут


Захоплива розповідь про кохання і хитросплетіння людських стосунків упродовж довгих десятиліть, про чарівні витівки веселої фантазерки долі, ...


Пов'язані Любов'ю

Людмила Когут


У житті все побудовано на любові. У своєму творі авторка не вигадує нових слів кохання, а вміло поєднує відомі вам слова, і вони починають ...


Свої… Чужі…

Людмила Когут


Її книжковий світ створений для друзів, тих людей, котрі вміють читати, думати, слухати, плакати, сміятись, співчувати, вірити, довіряти, ...


Час прокидатися.UA

Гарфанг


Звичайний юнак випадково здобув незвичайний дар – зчитувати інформації з усього, до чого доторкнеться. Цей дар приніс більше проблем, аніж ...